пятница, 1 марта 2013 г.

Форма государства, форма правления


Элементы формы государства



Форма государственного правления

Монархия (с греч. единовластие):
  • Абсолютная ( Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха).
  • Ограниченная:
    • Сословно-представительная (Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.);
    • Конституционная (Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, чтостатус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически):
      • Дуалистическая (Дуалистическая монархия — (лат. dualis — двойственный; англ. dual monarchy) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия);
      • Парламентарная (парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства).
Республика (лат. res publica, «дело народа»)
  • Парламентская (Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией);
  • Президентская (Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента);
  • Смешанная (Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся междупрезидентской и парламентской республиками);
Смешанные формы правления:
  • Монархическая республика (Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентскаяангл. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма);
  • Республиканская монархия (Выборная монархия — тип монархии, когда новый монарх после прекращения полномочий предыдущего избирается парламентом, членами монаршей семьи или другим специальным органом).

Форма государственного устройства

Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство) (Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками):
  • Централизованное;
  • Децентрализованное;
  • Сложное;
  • Простое;
  • Национальное.
Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) (Федера́ция (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью):
  • Территориальная (административная);
  • Национальная;
  • Национально-территориальная;
  • Централизованная;
  • Симметричная;
  • Конституционная;
  • Договорная;
  • Дуалистическая;
  • Кооперативная.
Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение) (Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию).

Политический режим (Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системыПолитический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности)

Демократический:
  • Социально-демократический;
  • Либерально-демократический.
Антидемократический:
  • Аристократический;
  • Олигархический;
  • Авторитарный;
  • Деспотический;
  • Тиранический;
  • Тоталитарный                                                                                             Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий